Заклюёт! Все рыбацкие секреты. Знаете рыбацкий секрет?

Усть-цилемский район

Район расположен в северо-западной части Республики Коми. Граничит с севера – с Ненецким автономным округом, с юга – с Удорским и Княжпогостским районами, с востока – с Ижемским районом и городским округом Усинск, с запада – с Архангельской областью. Площадь района – 42,5 тыс. кв. км, значительная территория (45%) покрыта лесом. Административный центр – село Усть-Цильма.

ИСТОРИЯ
Усть-Цильма – древнейший населённый пункт на территории Республики Коми, а территория нынешнего Усть-Цилемского района была заселена людьми ещё во II-III тысячелетии до н. э. Русские пришли на Печору в XIV веке, это было связано с новгородской колонизацией Севера. В XV веке, уже в период существования единого Московского государства, на Цильме была организована добыча медной и серебряной руды – Московскому государству после реформ Ивана III требовался металл для чеканки денег. Цилемские медные и серебряные рудники стали первым в России разработанным месторождением полезных ископаемых.

Основание на Печоре собственно села Усть-Цильма связывают с именем новгородца Ивана Дмитриевича Ластки, которому царь Иван Грозный пожаловал царскую грамоту на пользование землями по реке Печоре – огромные земли с богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем. Он, возглавив несколько новгородских семей, устремился к берегам великой северной реки.

Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шёл с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой Ивашка Дмитриев пришёл с Нижней Мезени и здесь, на левом берегу Печоры, поселился, но вскоре нашёл более удобным правый берег, под горкой и на гари, где лес выгорел, и облюбовал место для жилья.

Богатство края составляли рыбные ловища, садбища кречетов, соколов и непочатый лес, полный дичи, что породило Ластке противников: кеврольцев, чакльцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою, её богатствами и прежде, как говорит грамота, «ловили рыбные ловли наездом».

«Эти придумали хитрость, хотя и весьма неловкую: они задержали Ластку на пути в Москву у себя на Пинеге, отправив вперёд своих приспешников ходатайствовать у царя об новой грамоте для себя исключительно. В марте посланные явились в Москву с челобитьем и сказали про Ивана про Ластку, что его безвести нет и что они готовы дать оброк за два года вперёд по три рубли в год». В апреле приехал и Ластка, и к прежнему оброку прибавил ещё рубль против противников своих. Так, в Москве было решено оставить Печору за Ласткой, «потому что, – как сказано в грамоте, – нас те кеврольцы и чакольцы, и мезенцы Вохрамейка Яковлев с товарищами оболгали, что Ивашка Ластка безвести нет, давать ему оброку царю и великому князю на год в нашу казну по четыре рубли московских».

Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». 1542 год считается датой основания села Усть-Цильма. Село названо по его расположению в устье реки Цильмы (русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник», «глубокая яма (окно) на болоте, поверхность которой может быть водяной или моховой; топкое место на болоте, трясина»).

Некоторые исследователи считают, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царём и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному до опричных расправ в управлении государством. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.

Первоначально слободка входила в состав Вычегодско-Вымской земли, но в 1575 была передана в волость Пустоозеро (позднее – Пустозерский уезд). Деревянную церковь построили В Усть-Цильме в 40-х годах XVI века. В 1564 году в Усть-Цильме насчитывалось 14 крестьянских и несколько церковных дворов, в 1575-м – 16 крестьянских и четыре церковных двора и кельи, имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Жители носили фамилии Дуркин, Калинин, Онищев, Толстой, Корела (переселенец из Карелии) и Чупра (родоначальник Чупровых). Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца. Жизнь не баловала устьцилём, слабые духом здесь не выдерживали, и в древних рукописях не раз отмечались такие случаи: «Жилецкие люди разбрелись кормиться в русские и сибирские города».

В конце XVII – начале XVIII вв. на Усть-Цильму неоднократно нападали ненцы. В это же время здесь появилось немало старообрядцев, спасавшихся в отдалённом краю от преследования властей. В это время ими осваиваются берега притоков Печоры – Пижмы и Цильмы. Образовались деревни на расстоянии 2–3 км вниз и вверх по Печоре. Старообрядцы были выходцами из Великого Новгорода, Ростово-Суздальских земель, Москвы, Нижнего Новгорода, Поморья и других мест.

Несмотря на большие трудности, статус развивающегося населённого пункта помогали поддерживать торговые связи, которые имели огромное значение для развития отдалённых северных опорных пунктов, каким являлась Усть-Цильма в XVII-XVIII вв. Так, с основанием Мангазеи древнейший путь «встреч солнцу» – «через каменный путь» получил особое государственное значение. Путь этот шёл из русского Поморья через Цильму на Печоре и дальше на восток. Чтобы избежать утечки доходов, казна в 1620 году запретила морской путь в Мангазею. Речной «чрезкаменный путь» стал официально единственным, а значение подхода к нему со стороны Цильмы ещё более возросло. Усть-Цилемская слободка была официально утверждена таможенным пунктом, где регистрировалось движение в Сибирь и из Сибири. В XVIII веке путь потерял общегосударственное значение и стал использоваться в основном для доставки грузов местного значения.

В 1782 году в Усть-Цильме имелось уже 127 дворов, 1 040 жителей. По соседству появились к этому времени и другие небольшие русские селения, основанные переселенцами из Усть-Цильмы.

В 1891 году был образован Печорский уезд Архангельской губернии, центром которого стала Усть-Цильма. В 1897 году здесь жили 2 114 человек.

В 1860-х в Усть-Цильме открылась приходская школа, которая в 1895 году стала двухклассным училищем. В 1886-м была учреждена больница. 16 сентября 1890 года открылась церковно-приходская школа при единоверческой церкви. В 1903 году открылась библиотека, в 1904-м – ещё одна (при училище).

В начале XX века село стало местом политической ссылки. Усть-Цилемская колония политссыльных в 1910-1912 гг. насчитывала 50 человек. Главенствовали в ней большевики. Среди них были член ЦК РСДРП И.С. Белостоцкий, связная В.И. Ленина Е.Н. Адамович, делегат V (Лондонского) съезда РСДРП Н.Е. Сапрыгин и многие другие.

Усть-Цильма являлась боевым центром в период установления Советской власти на Печоре, одним из участков развернувшейся в стране гражданской войны. В 1929 году были организованы первые колхозы.

В 1930 году началось строительство замшевого завода, в 1932-м он дал первую продукцию. С 1 января 1932-го до 1935 года в селе действовало управление Печорского пароходства. В феврале 1932 года официально открылась первая воздушная трасса через Усть-Цильму (Архангельск – Лешуконское – Усть-Цильма – Нарьян-Мар).

В 1986 году недалеко от Усть-Цильмы было открыто подземное месторождение нефти. Через три года поблизости было открыто Южно-Низевое месторождение нефти, которое удалось ввести в промышленную эксплуатацию раньше его предшественника. А в целом благодаря этим двум открытиям в Усть-Цилемском районе добыто уже более 360 тыс. тонн «чёрного золота».

В настоящее время муниципальный район «Усть-Цилемский» состоит из одиннадцати муниципальных образований поселений, объединённых общей территорией:
1. МО сельского поселения «Усть-Цильма» (с.Усть-Цильма, пст Синегорье, д. Бор, д. Сергеево-Щелья, д. Высокая Гора);
2. МО СП «Коровий ручей» (с. Коровий Ручей, д. Гарево, пст Журавский, д. Карпушевка, д. Чукчино);
3. МО СП «Трусово» (с. Трусово, д. Мыла, д. Рочево, д. Нонбург, д. Филиппов);
4. МО СП «Замежная» (с. Замежная, д. Загривочная, д. Боровская, д. Верховская, д. Левкинская, д. Скитская, д. Степановская, д. Черногорская);
5. МО СП «Уег» (с. Уег, д. Мыза);
6. МО СП «Хабариха» (с. Хабариха, д. Бык);
7. МО СП «Среднее Бугаево» (с. Среднее Бугаево, д. Верхнее Бугаево);
8. МО СП «Окунев Нос» (с. Окунев Нос, д. Крестовка);
9. МО СП «Новый Бор» (пст Новый Бор, пст Медвежка);
10. МО СП «Ермица» (с. Ермица, пст Харъяга, д. Леждуг);
11. МО СП «Нерица» (с. Нерица).

ЭКОНОМИКА
Основные отрасли промышленности Усть-Цилемского района – лесозаготовительная, сельское хозяйство и пищевая.

Производственную деятельность осуществляют восемь сельскохозяйственных и три перерабатывающих предприятия, основными видами деятельности которых являются производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции – молока и мяса крупного рогатого скота.

На территории района осуществляет деятельность ГУ «Печорская НИОС им. А.В. Журавского», зарегистрировано 25 крестьянских (фермерских) хозяйств и 5 779 личных подсобных хозяйств. В районе функционирует 18 молокоприёмных пунктов и три пункта убоя скота.

В Усть-Цильме два раза в месяц проводятся «Ярмарки выходного дня», которые пользуются большой популярностью у населения райцентра.

Активно реализуют свою продукцию ООО «Звезда», К(Ф)Х Кирьяновой Т.В. (сельское поселение Замежная), ООО «Цилемское» (сельское поселение Трусово). Большим спросом пользуется рыба, реализуемая ООО «Рыбак Печоры».

ТРАНСПОРТ
Ещё до недавнего времени Усть-Цильма была весьма труднодоступна. Только в 1932 году здесь был открыт аэродром, а до этого в село можно было попасть только по трактовой дороге через безлюдную тайгу с Мезени (это около 300 км).

Круглогодичного автомобильного сообщения с центральными районами страны нет. Регулярное автобусное сообщение с железнодорожной станцией Ираёль было открыто только в 2002 году после постройки моста через р. Заостровка.

На время ледостава и из-за весенней распутицы Усть-Цильма бывает отрезана от остального мира на несколько недель. Связь – только самолётом. Из аэропорта «Усть-Цильма» совершаются рейсы Усть-Цильма – Сыктывкар и обратно.

ОБЩЕСТВО
Численность населения в Усть-Цилемском районе, по предварительным данным Всероссийской переписи 2010 года, составляет 13 тысяч человек. Женщин на 300 человек больше, чем мужчин.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
В Усть-Цилемском районе работают 18 школ (девять средних, три основных общеобразовательных, шесть начальных школ–детских садов) и 16 дошкольных образовательных учреждений.

В учреждении дополнительного образования детей «Районный центр детского творчества «Гудвин» работают: изостудии, вокальная студия, хореографический коллектив, театральные студии, клуб рукоделия «Золушка», природная мастерская «Сувенир», фольклорные коллективы и т.д.

Большая работа проводится по военно-патриотическому воспитанию, краеведческому и фольклорно-этнографическому направлениям, сбору устного фольклора Усть-Цилемского района.

КУЛЬТУРА
Усть-Цильма – это центр уникальной по сохранности древнерусской культуры и традиций территории. Считается, что именно в Усть-Цильме сохранились практически в неприкосновенности язык, бытовой уклад, старая вера, этнографический облик древних новгородских переселенцев.

В Усть-Цильме сохранились также традиционная деревянная архитектура крестьянских жилищ, многие народные ремесла, среди них резьба по дереву, вязанье варежек и носков, а также уникальная традиция изготовления обережных и свадебных поясов.

На протяжении почти пяти столетий село хранит традиции древнерусского фольклора своих предков: песни, обычаи, обряды, праздники.

Важнейшим открытием первой половины 20 века является обнаружение здесь двух богатейших древнерусских традиций – эпической и книжной, восходящей к крупнейшему центру беспоповского толка – Поморскому согласию.

Первооткрывателем былинной поэзии и сказочной традиции на Печоре является Н.Е. Ончуков. В 2001 году были изданы два тома «Былины Печоры», открывшие фундаментальное 25-томное собрание трудов «Свод русского фольклора».

Уникальной древней культурной традицией является праздник «Усть-Цилемская горка». В празднике затрагивается ряд культурно-исторических факторов, позволяющих судить о данной территории как об особом феномене российской северной глубинки.

Выдающийся археограф В.И. Малышев открыл устьцилёмов, как хранителей богатейшей старообрядческой книжной традиции и посвятил разысканию и изучению Печорского собрания более 30 лет своей научной деятельности. Собранное им и его учениками наследие нижнепечорской традиции XV–XX вв., хранящееся в Древлехранилище Пушкинского дома, насчитывает около тысячи памятников, большинство которых происходит из Усть-Цильмы и Пижмы. В 1970-е годы при Сыктывкарском государственном университете создан особый фонд Научной библиотеки, составляющий на сегодня более 300 рукописных и старопечатных книг, открытие которых также состоялось в Усть-Цилемском крае.

СПОРТ
История развития усть-цилемского спорта берёт своё начало с 1947 года, когда в райцентре были проведены первые официальные соревнования по лыжным гонкам. С этого времени спорт стал очень популярным в жизни устьцилёмов. За чуть более 60-летнюю историю подготовлено 48 спортсменов – мастеров спорта СССР и России и два спортсмена, выполнившие норматив мастера спорта СНГ международного класса. Первым, кому покорилась эта высота, был Григорий Кириллович Дуркин из села Трусово, ставший первым чемпионом первенства РСФСР среди сельских лыжников из Коми АССР (1953 год). Также в числе первых звания мастеров спорта добились Герой Советского Союза Василий Павлович Кисляков, уроженец села Среднее Бугаево, и заслуженный тренер СССР биатлонистов Антон Васильевич Осташов из села Замежная, воспитавший в г. Новосибирске олимпийского чемпиона Виктора Маматова и чемпиона мира Юрия Колмакова.

В Усть-Цилемском районе культивируются лыжный спорт, футбол, волейбол и другие виды спорта.

Алексей Небылица
В материале использована информация из краеведческой литературы и интернет-ресурсов.


В Усть-Цильме суровая продолжительная зима и умеренно тёплое лето.
Средняя температура января –17,5°С, июля +14°С.
Среднегодовое количество осадков 480 мм.



В советское время существовало несколько версий сувенирных значков с геральдической эмблемой Усть-Цильмы. Ныне одна из этих «значковых» композиций используется в качестве герба села.

Проекты герба для Цилемского района по заказу администрации района подготовлены в 2011 году дизайнерами Костромы. За основу первого проекта был взят факт открытия Цилемских рудников. Первые медные и серебряные монеты Руси, первый золотой рубль изготовлены из металла, добытого на Цильме. 1491 год принято считать началом горно-металлургического промысла в Московском государстве. Поэтому геральдисты предложили изобразить перекрещённые серебряные кирки и сопровождающие их золотые монеты на зелёном щите, символизирующие добычу медных и серебряных руд и их использование для чеканки российской монеты в период правления Ивана III. Чтобы подчеркнуть этот факт, кирки и монеты сопровождает в главе щита шапка Мономаха. Во втором варианте предложено вместо кирок изобразить открытую книгу как символ богатой старообрядческой книжной культуры района.


1. На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 году благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдалённые времена были срублены новгородцами первые дома слободки.

2. В Усть-Цилемском районе, на реке Умбе в 1921 году было зарыто золото известных российских миллионеров Рябушинских. С 1921 года и до самой смерти сокровища охранял старовер из деревни Скитская Сидор Нилович Антонов. Он шестьдесят лет прожил в лесной избушке на реке Умба, неподалёку от того места, где до сих пор могут храниться бочки с золотыми монетами. Здесь на берегу много небольших пещерок, леса глухие, поэтому найти сокровища Рябушинских практически невозможно.

3. Звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны было присуждено трём усть-цилёмам: Макару Андреевичу Бабикову, Сергею Михайловичу Черепанову и Василию Павловичу Кислякову.

4. В 1990 году была создана общественная организация «Русь Печорская». Основными задачами Общества являются: содействие сохранению и развитию самобытной культуры Усть-Цильмы, её бытового уклада жизни, фольклора, диалекта, народных промыслов. За 21 год работы Общество «Русь Печорская» стало массовой, творческой, просветительской общественной организацией. Фольклорные коллективы землячеств Общества «Русь Печорская» стали лауреатами различных фестивалей не только в Республике Коми, но и далеко за её пределами.

Важным событием, имеющим общероссийское значение, было официальное открытие 1 июля 1911 года в с. Усть-Цильма первого в истории государства Российского научного учреждения в приполярных условиях – Печорской сельскохозяйственной опытной станции Академии наук России Андреем Владимировичем Журавским, известным исследователем Приполярного Севера. Разработки учёного определили облик сельского хозяйства района вплоть до наших дней. Он стал лауреатом высшей награды Российской академии наук «Лучший учёный-собиратель России», был награждён за свой труд Большой золотой медалью имени Пржевальского.

В настоящее время в Усть-Цильме действует дом-музей А.В. Журавского. Помимо залов, посвящённых А. В. Журавскому и его деятельности, в музее открыта большая этнографическая экспозиция.

25 октября 1981 года в Усть-Цильме был открыт скульптурный памятник А.В. Журавскому (скульптор В. А. Рохин).

В Усть-Цильме традиционно проводятся различные соревнования. В программе конно-спортивных соревнований – доставка груза весом 500 кг рысью на санях и гонки на резвость на лошадях в упряжи без груза на дистанции два километра.

Лодочные гонки проводятся по двум номинациям: отечественные моторы и импортные моторы.

Спортсмены района в летнюю пору на лыжероллерах оспаривают призы Светланы Чупровой, руководителя фирмы «Транзит», кандидата в мастера спорта России, чемпионки Республики Коми.

«Здесь проходил тракт Усть-Цильма – Коинас – Архангельск, по которому в 1903–1917 гг. шли в ссылку большевики-ленинцы. По этому тракту в 1918–1920 гг. были угнаны на расправу борцы за советскую власть»

Никола Угодник – главный небесный покровитель Усть-Цильмы.

Как только в 1542 году новгородец Ивашка Ластка со своим другом Власком срубили здесь первые избы-времянки, то сразу же принялись за строительство церкви в честь Николая Угодника – главного помощника на воде. И в последующем, кто бы ни строил храмы – староверы или православные, – все они посвящали их святителю Николаю. Перед революцией посреди села возвышался большой Никольский собор, а буквально в ста метрах от него стояла единоверческая церковь Николая Чудотворца. Ещё в разных концах села были пять домовых староверческих храмов, и образы Николы стояли на видном месте. В наше время та же самая ситуация. Такое постоянство объясняется, видимо, не только прямым повелением Иоанна Грозного, вместе с беспошлинной жалованной грамотой давшего Ивашке наказ «в той свободе церковь Николе Чудотворцу поставить», но и другими причинами.

С образом Николы в Усть-Цильме связано несколько чудесных историй. Одна из них гласит, что когда усть-цилемская церковь сгорела, то в пепле нашли только один целый предмет – икону Николая Угодника. Установили её на месте пожара, на следующий день приходят, а икона на 200 саженей выше на пеньке стоит. Трижды переносили её на место храма, и трижды она возвращалась на пенёк. Там и решили строить новую церковь. Вокруг неё на этом месте сейчас и стоит Усть-Цильма.

По другому преданию, престольная икона покидала храм ещё до пожара, переносясь несколько раз на новое место на пенёк, где и обнаружили её после того, как церковь сгорела дотла. На этом месте потом построили новый храм.



Источник: http://www.usnov.ru

Еще секретов?

Виды спиннинговых удилищ

„greedy guts“ часть ii

Выбор спиннинга

Рыбалка на азовском море

О сайте
Профессионалам-рыбакам посвящается. Мы просто кладезь рыбацкой мудрости, читайте и узнавайте всё новые и новые секреты рыбалки.